glazelki (glazelki) wrote in east_slavonians,
glazelki
glazelki
east_slavonians

Каравон – фестиваль русского фольклора.

В минувшее воскресенье в селе Русское Никольское Республики Татарстан прошел фестиваль русского фольклора Каравон. Давно хотел посетить этот прекрасный ежегодный праздник и вот, наконец, довелось.

Каравон.


Село Русско Никольское находится в 35 километрах от Казани. Добраться до места проведения фестиваля на машине можно за 20 минут.

Каравон.

Праздник Каравон зародился в стародавние времена, так что без предыстории тут не обойтись.

До XIV века на месте современного русского села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно полегал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Со второй половины XVI века эту местность начинают заселять русские переселенцы из центральной России. В 1734 году село стали именовать Никольским по имени святого Николая Чудотворца, в честь которого была освящена новая деревянная церковь. Постепенно церковный приход так разросся, что на средства прихожан в 1848 году был построен новый каменный трехпрестольный храм.

Русское Никольское. Церковь Николая Чудотворца.

Каждый год 22-ого мая, в День святителя и чудотворца Николая Мирликийского или, как в народе говорили, "на Николу Вешнего", в селе устраивался престольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Люди собирались не только, чтобы воздать дань своему святому заступнику, но и погулять, повеселиться.

Каравон.

Гуляли по-русски, 3 дня. Общались, пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на зеленой лужайке в центре села и "играли каравон". Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями. Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском – это "Как по морю синему", "При долу-долочке", "Как по речке".

Каравон.

Именно в таком порядке они и поются по сей день. По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, "каравонным" шагом. Песни поются протяжные, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение прошлого. Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник хоровода является уникальным носителем древнего наследия.

Каравон.

В 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция "играть каравон" на Николу Вешнего была прервана и возобновилась лишь в 1988 году. Уже через 5 лет в Никольское стали приезжать русские фольклорные коллективы из разных регионов. Сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В 2003 году русский народный праздник Каравон стал государственным в Республике Татарстан. На него, как и на Сабантуй, съезжаются люди разных национальностей со всей страны. В этом году Каравон собрал более 130 фольклорных ансамблей и несколько тысяч зрителей и гостей. Вот как это было.

Автобусы участников.

Каравон.

Из центра Казани в течении дня курсируют бесплатные автобусы. Для желающих приехать на личном транспорте рядом со въездом в село, прямо в открытом поле, организуется огромная автостоянка.

Каравон.

Встреча гостей.

Каравон.

Каравон.

Официальное открытие начинается в 10:00, однако уже с раннего утра в селе становится многолюдно.

Каравон.

Одновременно работают три сценические площадки, на которых практически непрерывно выступают коллективы - участники фестиваля.

Главная сцена.

Каравон.

Для зрителей устроены крытая трибуна и сидячие места.

Каравон.

Дополнительные концертные площадки не такие большие и находятся чуть в стороне от главной.

Каравон.

Каравон.

Русские частушки под гармонь в искреннем, народном исполнении, да с музыкальными деревенскими ударениями в словах, – ничего потешней в жизни не слышал.

Русские частушки.

Русские частушки.

Детская площадка.

Русское Никольское.

Детский фольклорный ансамбль "Лапоток", г. Казань.

Детский фольклорный ансамбль

Детский фольклорный ансамбль

Девочки в косынках и ярких сарафанах выглядят особенно мило.

Каравон.

Во время отдыха между выступлениями.

Каравон.

Каравон.

Чувашский народный ансамбль "Салам". Чуваши - прямые потомки волжских булгар, третья по численности народность в Татарстане.

Чувашский народный ансамбль

Два молодца.

Каравон.

Барышня.



Варвара-краса, длинная коса.

Каравон.

"Каравон" - лишь небольшая часть великой и разнообразной русской культуры. Но какая самобытная и удивительная часть! Находясь здесь ощущаешь себя неотъемлемой частью огромной цивилизации восточных славян.

Каравон.

Каравон.

Каравон.

Каравон.

Коробейники.

Коробейники.

На протяжении всего фестиваля проходит ярмарка народных промыслов "Русское подворье". Здесь представлены, преимущественно, современные ремесленники Татарстана.

Русское подворье.

Кузнечного дела мастера.

Кузнецы.

Иконы из бисера.



Изготавливает их Марина Михайловна из села Сокуры Лаишевского района.

Иконы из бисера.

Алексеевская фабрика художественного ткачества. Выпускает яркие льняные и хлопковые изделия ручного узорного ткачества.

Алексеевская фабрика художественного ткачества.

Гости из Волжска. Справа Тамара Анатольевна, мастерица по куклам.





Традиционная русская лыковая кукла ручной работы. Проста в изготовлении, но не лишена эстетики.

Лыковая кукла.



Курай - татарский национальный духовой инструмент.

Татарский курай.

Курай, изготовленный вручную, стоит от 1000 рублей (260 гривен или 33$).

Татарский курай.

Поэтесса Андронова Антонина из Лаишево.

Поэтесса Андронова Антонина.

Бортник Гафур Зарипов из села Малая Елга с продукцией собственного производства. В пасеках у Гафура около 400 ульев.

Татарский мед.

Кружевовывязанный арбуз. Автор Чернышева Нина Ивановна из Лаишево.

Кружевовязание.

Детские глиняные поделки. Детская школа искусств №1 города Буинск.

Кружевовязание.

Харисов Айрат Зуфарович, мастер по изготовлению национального музыкального инструмента "Тальян" – аналога баяна.

Тальян.

Тальян.

Один такой тальян стоит около 30000 рублей (7800 гривен или 970$).

Тальян.

Рисование на досках.



Мастер по плетению на коклюшках Обрезкова Альбина Петровна из села Большие Нырты Сабинского района.

Ныртинские кружева.

Эта узорчатая красота известна далеко за пределами Татарстана под именем Ныртинские кружева.

Ныртинские кружева.

Ныртинские кружева.

Глиняных дел мастер из Сызрани.



Впервые вижу свистульку, которую нужно наполнять водой. Не смотря на свой простоватый вид, поет она очень красиво, прямо как соловей.



Семейное предприятие Наиля и Юлии Галиуллиных специализируется на пошиве национальной и мягкой обуви из натуральных материалов.

Йомшак Алтын.

Изделия получаются дорогие, но действительно качественные, рассчитанные на постоянного покупателя. Шьются индивидуально на заказ. Если захотите, сделаю отдельный репортаж об этом семейном производстве.



Пока я рассматривал прекрасные тапочки на войлочной подошве и общался с Наилем, к палатке подошел президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Он поздоровался, быстренько осмотрел обувную экспозицию и, в окружении многочисленных коллег и фотокоррекспондентов, убежал дальше произносить торжественную речь, посвященную открытию фестиваля.



Художественная керамика. Мастер Чирва, г. Казань. Один такой язь стоит всего 350 рублей (90 гривен или 11 $).



В селе открыт музей истории Каравона.

Музей истории Каравона.

Хочется еще много всего вам показать и рассказать, однако записка и так уже получилась слишком объемной. Закончу, пожалуй, игрой в городки. Еще помните такую?

Городки.

К сожалению, я не дождался закрытия фестиваля и не принял участия во всеобщем хороводе. Ну да ничего, будет повод съездить на Каравон в будущем году.
В следующий раз расскажу вам об одном необыкновенном памятнике в селе Лашманка Черемшанского района республики Татарстан. Такого вы точно не видели. До новых встреч на "Глазелках"!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments